В начале последней декады сентября компания Polymedia представила своего нового вендора в области интерактивных решений для образования — британскую компанию Promethean. Данное событие стало ожидаемым продолжением распространенного неделей ранее известия о досрочном расторжении дистрибьюторского контракта между Polymedia и канадской компанией SMART Technologies, продукцию которой именно Polymedia вывела на российский рынок еще в 1999 г., а затем длительное время продвигала.

В том, что одни соглашения исчерпывают себя и расторгаются, а вместо них заключаются другие, ничего необычного нет. И в данном случае (хотя вряд ли его можно назвать вполне обычным) даже не важно, в силу каких причин пути Polymedia и SMART Technologies разошлись. Судя по словам Елены Новиковой, генерального директора Polymedia, в сотрудничестве с новым вендором она видит перспективы выхода компании на следующий уровень развития в образовательном сегменте и возможность перейти от продажи отдельных интерактивных устройств (досок, столов, систем опроса и голосования и т. д.) к внедрению современных комплексных решений. “Как руководителя компании, уже 14 лет работающей на российском рынке, меня вдохновляет то, что в компании Promethean есть мысль, есть идея, и мы готовы идти за этой идеей и этой мыслью. Это стало одним из ключевых моментов в нашем решении”, — пояснила она.

В свою очередь и Виктор Поповский, региональный менеджер SMART Technologies в России, к которому мы обратились за комментарием, ориентирован на развитие бизнеса, “но в том ключе и направлении, в каком это видит SMART Technologies”. Что касается расторжения договора со своим давним партнером, то это, по его словам, прямое следствие того, что “компания Polymedia допустила ряд нарушений дистрибьюторского соглашения”.

Как бы то ни было, точки расставлены. Однако интрига на российском рынке интерактивных решений для образования, судя по всему, только начинается. Дело в том, что SMART Technologies и Promethean — два главных игрока на мировом рынке упомянутых решений. На данный момент со значительным отрывом лидирует канадская компания (по результатам первого полугодия 2012 г. ее оборот составил 322 млн. долл.), тогда как британская уверенно занимает второе место (83,2 млн. фунтов стерлингов, или порядка 135 млн. долл.). Аналитическое агентство Futuresource Consulting по результатам 12 мес, завершившихся 31 марта 2012 г., оценило долю последней на глобальном рынке интерактивных досок для образования (без учета Китая) в 27%, а в сегменте систем тестирования и опроса учащихся — в 25,1%. У SMART Technologies эти цифры, очевидно, заметно выше, хотя ориентируется она не только на рынок образования, но и на бизнес-сегмент (на последний уже приходится порядка 20% оборота компании).

В России у SMART Technologies до последнего времени было два дистрибьютора (Polymedia и “Цифровые системы”, последняя входит в ГК DIGIS), а Promethean была представлена одним (“Прометей-М”). Теперь же, после перехода Polymedia из левой части неравенства в правую, ситуация поменялась на обратную. И это при том, что до недавнего времени Polymedia обеспечивала львиную долю продаж компании SMART в наиболее емком сегменте интерактивных досок. По результатам 2011 г., согласно представленным Polymedia данным, доля SMART/Polymedia на российском рыке составила 41%, тогда как у SMART в целом не намного больше — лучшего своего результата в 48,58%, по данным Futuresource, компания достигла во II кв. 2012 г.

До конца текущего года SMART и Polymedia должны утрясти все вопросы по взаимным обязательствам (в том числе и перед заказчиками), а вот что будет дальше — вопрос интересный. Совершенно очевидно, что Promethean, которой, кстати, в начале года удалось выиграть крупный тендер на поставку интерактивных досок в московские школы (8,5 тыс. шт., что даже привело к снижению маржи компании в первом полугодии до 38,9%, а иначе она, по данным самой компании, составила бы приблизительно 40,9%) в лице Polymedia получит серьезную опору. А SMART, напротив, этой опоры лишится. Смогут “Цифровые системы” перехватить весь бизнес вендора на себя или последнему придется искать еще одного дистрибьютора? Вопрос открытый.

Второй открытый вопрос — как поведет себя заказчик, т. е. прежде всего российские органы образования. В России насчитывается 50 977 школ, 736 570 аудиторий. И только в каждой пятой, согласно представленным Polymedia данным, установлена интерактивная доска. Большей частью это доски SMART Technologies, и те школы, которые уже имеют такое оборудование, вряд ли захотят плодить “зоопарк” (во всяком случае это нецелесообразно), тем более что, как признал Юджин Висковик, президент департамента международных рынков компании Promethean, на данном рынке еще нет общепринятых стандартов, а значит, наработанные преподавателями под доски SMART методические и учебные материалы нельзя будет без доработки использовать на досках Promethean.

Вместе с тем образовательным учреждениям нужны не только доски, но и системы тестирования и опроса учащихся, способствующие повышению эффективности обучения благодаря активному вовлечению всей аудитории в учебный процесс и возможности оценивать качество знаний и динамику изменения успеваемости учеников. Таких систем Promethean продала в России уже порядка 30 тыс. (тогда как интерактивных досок почти вдвое меньше — 19 тыс.), и это то направление, которое, без сомнения, компания будет активно развивать вместе с Polymedia.

На сегодняшний момент совершенно ясно одно — российский рынок принципиально важен для обеих компаний. Как отметил в своей презентации Юджин Висковик, Россия — четвертая страна в мире по объемам поставок интерактивных досок за последние три года и только 23-я по их внедрению в учебный процесс. Уровень проникновения здесь интерактивных досок оценивается всего в 16,5% (других решений, очевидно, еще ниже), что свидетельствует о большом потенциале рынка (Futuresource прогнозирует рост рынка интерактивных досок в России на 60% в течение следующих двух лет). Могут ли в сложившихся обстоятельствах две крупнейшие в области интерактивных решений для образования компании не побороться за такой рынок, тем более что обе констатируют серьезное снижение своих доходов (по результатам первого полугодия 2012 г. у Promethean на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а у SMART Technologies на 14,6% — главным образом из-за сокращения продаж на американском рынке)? Вряд ли.