Спустя пять лет после дружественного слияния с группой IBS акционеры “Борлас” решили выйти из объединенной компании и вновь вести свой бизнес самостоятельно. Можно ли дважды войти в одну воду? За прошедшие годы изменился рынок, по-иному позиционирует себя основной вендор — корпорация Oracle, появились новые облачные модели доставки приложений, да и сам “Борлас” во многом отличается от той компании, которая успешно работала на российском рынке в 2007-м. О планах ее развития научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев беседует с президентом консалтинговой группы “Борлас” Алексеем Ананьиным.

PC Week: История с вхождением группы “Борлас” в IBS Group, по-видимому, заслуживает специального разговора, но сегодня, когда “Борлас” снова действует как самостоятельная организация, можно ли говорить, что это будет та же самая компания по охвату направлений, по модели бизнеса, по ориентации на продукты Oracle?

Алексей Ананьин: И да, и нет. В принципиальных вопросах — можно. Сегодня мы выстраиваем свою работу примерно по той же модели, какая была у “Борласа” в середине 2000-х. Мы по-прежнему позиционируем себя как консалтинговую компанию, основным направлением деятельности которой остается внедрение корпоративных информационных систем (КИС). Однако, при этом мы имеем в своем портфеле набор решений и компетенций, позволяющих нам выступать в подобных проектах и в роли интегратора — генерального подрядчика.

В то же время в силу ряда объективных причин нынешняя группа “Борлас” будет отличаться от той, что в свое время вошла в состав IBS.

В начале нынешнего года, когда было принято решение о разделении, нами были проданы акции объединенной копании и выкуплена вошедшая в 2007 г. в состав IBS компания ООО “Группа Борлас”. Эта компания интересна тем, что именно она обладала статусами от Oracle: платиновый партнер, партнер по предоставлению услуг технической поддержки первой линии по большинству продуктовых линеек Oracle, сертификатами о целом ряде подтвержденных вендором специализаций, как технологических, так и прикладных (включая и отраслевые). На момент выхода из IBS их было 13, тогда как сегодня мы сертифицированы уже по 18 специализациям Oracle, из которых 14 продуктовых и 4 отраслевых.

Но носители всех этих компетенций — люди и главное, что чрезвычайно порадовало нас — подавляющее число сотрудников “Борласа” (172 человека), остались вместе с нами.

PC Week: Сколько человек пришло с “Борласом” в IBS в 2007-м и сколько сегодня присоединилось к новому “Борласу”? И что собой представляет “Борлас” сегодня ?

А. А.: В 2007 г. в штате КГ “Борлас” было около тысячи сотрудников, включая региональные компании. Небольшая часть персонала уволилась при объединении. Кроме того, компании “Борлас Секьюрити Системз” (БСС) и Borlas Retail не входили в объединенную компанию. Я думаю, что не очень ошибусь, если скажу, что в IBS пришло около 800 чел. Примерно половину из них составляли московские специалисты по направлению Oracle, а вторую половину — сотрудники других специальностей и региональных компаний. Объединенная компания строилась на базе организационной структуры IBS c включением в нее департаментов из “Борласа”, специализирующихся на технологиях Oracle. Сотрудники со специализацией, присутствовавшей в существовавших подразделениях IBS, например, инфраструктурные решения, управленческий консалтинг и т. д., перешли в соответствующие профильные департаменты IBS.

После выхода из IBS число сотрудников “Борласа”, работающих с технологиями и продуктами Oracle составляло, примерно, 200 чел. Но уже на 31 мая штат подразделений, работающих с технологиями и продуктами Oracle в новом “Борласе”, составил почти 240 чел. только в Москве. К нам возвращаются “борласоиды”, как они сами себя называют, по разным причинам покинувшие объединенную компанию в 2008—2011 гг.

Еще раз напомню, что две компании прежней группы “Борлас” не были затронуты процедурой слияния с IBS и все эти годы работали на рынке самостоятельно.

Одна из них — БСС, которая с 2004 г. занималась системами технической безопасности (аудит систем и оценка угроз, создание досмотровых комплексов, ситуационных центров, систем контроля и управления доступом, интеграция систем безопасности и т. п.). На сегодняшний день компания также активно развивает направления ЦОДов, платформ для вычислительных комплексов, сетей передачи данных, инженерных систем, мультимедиа-комплексов.

Одновременно в БСС появились специалисты по CAD/CAM и PLM. Сегодня департамент производственного консалтинга насчитывает 25 человек и ведет крупные проекты в области PLM в авиастроении и космической отрасли.

Вторая компания — Borlas Retail, — занимающаяся автоматизацией предприятий розничной торговли (сегмент non-food), сегодня также входит в КГ “Борлас”.

Могу сказать, что по всем указанным направлениям в настоящее время у нас идет активный набор персонала, и сегодня в группе “Борлас” в Москве работает более 420 сотрудников.

PC Week: В свое время у “Борласа” были подразделения в некоторых странах СНГ. Какова их судьба сегодня?

А. А.: Действительно, дочерние компании “Борласа” в Казахстане, Украине и Белоруссии на начальном этапе вошли в объединенную компанию, но затем по разным причинам вышли из нее и работали самостоятельно, сохраняя торговую марку “Борлас”. Сегодня в состав группы “Борлас” вернулись казахстанские компании (юридические процедуры уже завершены) и украинские (юридические процедуры завершаются). По структуре продуктового портфеля эти компании очень похожи на материнскую компанию, в общей сложности в них работает, примерно,150 чел. Так что, если учесть и их персонал, то в штате группы “Борлас” сегодня около 600 чел.

PC Week: Намерены ли вы сохранить ориентацию на одного вендора — корпорацию Oracle?

А. А.: Партнерство с Oracle для нас, безусловно, приоритетно. Доля продуктов Oracle и услуг, с ними связанных, в нашей выручке составляет более 50%. Если говорить о бизнес-приложениях, то я обратил бы внимание на набор наших отраслевых решений. У нас сегодня есть практически полный набор таких приложений для энергетики и ЖКХ: это и ERP, и биллинговые системы, и АСУТП. В апреле с целью усиления наших позиций в отрасли мы приобрели российского разработчика ИТ-решений для энергетики — компанию “БК-Биллинг”. Для машиностроения и дискретного производства мы предлагаем полные решения, включающие CAD/CAM/PLM (от компании Siemens) и ERP-системы, и планируем выйти на рынок MES-систем. В металлургической и химической отраслях мы реализовывали крупные проекты еще до слияния с IBS, ведем их и сегодня на предприятиях с непрерывным технологическим циклом.

Кроме того, применяя технологии и продукты Oracle, мы работаем в транспортной отрасли, финансовых институтах, телекоме, розничной торговле и других отраслях.

Но, все-таки, “Борлас” сегодня — это не только Oracle: мы работаем практически со всеми крупными поставщиками инфраструктурных решений и софтверными вендорами, постоянно совершенствуем наш продуктовый портфель. Например, налаживаем партнерские отношения с Software AG, планируя представлять в России всю их продуктовую линейку, включая такие разработки, как СУБД Adabas, платформа для анализа бизнес-процессов ARIS, интеграционная платформа webMethods.

Если говорить о нашей оргструктуре, то сегодня в КГ “Борлас” сформированы пять производственных департаментов: систем безопасности, решений для энергетики, бизнес-приложений, инфраструктурных решений и производственного консалтинга. Общим элементом для всех них является центр технической поддержки, который сегодня в основном ориентирован на продукты Oracle и имеет статус центра техподдержки Oracle первой линии. Но, поскольку это подразделение обладает уникальными технологиями поддержки и сопровождения развития КИС, мы стремимся распространить их на все наши продуктовые линейки. Так, недавно мы получили соответствующий статус от Siemens PLM Software и намерены расширять этот список.

PC Week: Насколько я помню, в 2006 г. “Борласом” совместно с “Уралкалием” была создана фирма “Сателлит-Сервис”, взявшая на себя вопросы эксплуатации КИС “Уралкалия”. Успешен ли был этот опыт?

А. А.: Да, мы вели эту работу и почерпнули из нее много полезного для себя. Сейчас этот опыт используется нашим центром технической поддержки. Уже когда мы находились в составе IBS, все наши региональные предприятия по разным причинам были либо закрыты, либо проданы. В частности, нашу долю в “Сателлит-Сервисе” выкупил “Уралкалий”. Аналогичная судьба постигла “Борлас-Екатеринбург”, “Борлас-Урал” и “Борлас-Казань”. Все это произошло в период кризиса 2008—2009 гг. Однако мне такая модель ведения регионального бизнеса по-прежнему кажется перспективной, поэтому не исключено, что со временем мы возобновим эту практику, пусть это и не входит в ближайшие планы.

PC Week: За эти годы Oracle сильно изменилась. Сегодня делается большой акцент на программно-аппаратные решения, на арену выходят приложения нового поколения — Fusion Applications, Oracle претендует на роль поставщика облачных сервисов, в том числе и по бизнес-приложениям. Какие требования все это выдвигает к партнеру Oracle? Как вы намерены им соответствовать?

А. А.: Хочу заметить, что Oracle предлагает в облаке в качестве сервиса как приложения, так и платформу. Это открывает совершенно новые возможности для партнеров, хотя многое еще предстоит прояснить. Мне кажется, на данном направлении Oracle продвигается гораздо быстрее основных конкурентов. Мы, конечно же, тоже смотрим в эту сторону и рассматриваем возможности вхождения в облачную партнерскую экосистему с нашими наработками и продуктами. В частности, мы еще в 1999 г. локализовали HR-модуль Oracle E-Business Suite, который был внедрен у многих заказчиков и сопровождаем эти внедрения до сих пор. Есть у нас решения, учитывающие российскую специфику и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Сегодня мы работаем и с бизнес-приложениями нового облачного поколения — Oracle Fusion Applications. По отношению к ним модель локализации изменилась: осуществлять ее будет сама корпорация. Однако, ни одна система такого рода не сможет нормально функционировать на крупном предприятии без дополнительных настроек, учитывающих особенности его бизнеса. Думается, у партнеров будет широкое поле деятельности в плане использования возможностей облачной PaaS-платформы Oracle. С другой стороны, большую часть функций технической поддержки, выполняемых сегодня нами, возьмет на себя облачный провайдер — Oracle. Тем не менее, учить заказчика работать с облачными бизнес-приложениями все равно придется, и делать это, скорее всего, также будут локальные партнеры. Я думаю, что вслед за стандартными модулями Fusion Applications неизбежно появятся разрабатываемые партнерами нишевые решения, которые либо закрывают локальные проблемы, связанные с особенностями локального законодательства, либо решают некие специфические функциональные задачи для определенных отраслей или видов бизнеса.

PC Week: Будет ли в составе “Борласа” практика управленческого консалтинга, осуществляемого без какой-либо привязки к конкретным программным продуктам?

А. А.: Управленческий консалтинг появился в свое время в “Борласе” как некая вспомогательная функция, необходимая при внедрении ERP-систем. Потом он вырос в самостоятельное направление, и соответствующее подразделение выполнило множество проектов по HR- и бизнес-консалтингу. Сейчас у нас нет подобного отдельного департамента, но в рамках департамента бизнес-приложений, например, создана группа, занимающаяся методологическим обеспечением внедрения финансовых модулей ERP-системы. Вполне возможно, что эта группа будет оказывать услуги и вне ERP-проектов и более широкому кругу заказчиков. То же и с HR-консалтингом.

PC Week: Судя по вашим словам, структура доходов КГ “Борлас” существенно изменилась по сравнению с той, что была пять лет назад, когда основной вклад обеспечивался внедрением бизнес-приложений Oracle?

А. А.: Благодаря тому, что в решениях БСС существенную часть составляют поставки дорогостоящего оборудования, вклад продаж по этому направлению действительно стал очень большим. Тем не менее, согласно бизнес-плану на текущий год, доля выручки от продажи услуг все-таки должна быть выше, чем от поставок товаров (55 против 45%). Дело в том, что и в проектах по созданию систем технической безопасности и построению инфраструктуры присутствует довольно большой объем услуг. Если же мы будем рассматривать только услуги, то здесь по-прежнему велик вклад проектов с использованием технологий Oracle — 60%; оставшиеся 40% примерно равномерно распределены между CAD/CAM/PLM-системами, решениями для энергетики и построением инженерной инфраструктуры и систем технической безопасности. Иными словами, вклад услуг по направлениям Oracle в суммарный оборот КГ “Борлас” сегодня составляет около 30%. В 2006 г. он был чуть ли не вдвое больше.

PC Week: Спасибо за беседу.