Недавно Hewlett-Packard объявила о реструктуризации, в рамках которой проведет самое масштабное сокращение в своей истории: увольнения коснутся 27 тыс. человек, что составляет 8% штатной численности корпорации. Стали известны некоторые подробности грядущих увольнений. В частности, по информации The Verge, команда программистов, ответственных за разработку Javascript-фреймворка Enyo, лежащего в основе открытой платформы webOS, в ближайшее время в полном составе планирует перейти из HP в Google.

Кроме того, как стало известно Reuters, пост исполнительного вице-президента HP Information Management покидает основатель компании Autonomy Майкл Линч. Помимо него своих постов лишился весь топ-менеджмент Autonomy: президент Сушован Хуссейн, финансовый директор Стив Чемберлен, технический директор Пит Менелл, директор по маркетингу Николь Иган, операционный директор Энди Кантер и руководитель недавно стартовавшего проекта платформы дополненной реальности Aurasma Мартина Кинг. Чемберлен сообщил также, что с ними уйдут еще около 250 сотрудников подразделения Autonomy.

Компания Autonomy была основана в 1996 г. в Кембридже (Великобритания) Майклом Линчем. Штат сотрудников во всем мире насчитывает около 2,7 тыс. человек. Ее создатель одним из первых, если не первым, обратил внимание на экспоненциальный рост неструктурированной бизнес-информации (именуемой теперь Big Data), в то время как большая часть ИТ-отрасли была сосредоточена на табличных базах данных (БД). В середине 1990-х Autonomy создает решения, которые становятся востребованными на рынке. Например, для полиции было создано ПО Holmes 2, помогающее не только вести картотеку отпечатков пальцев, но и выявлять несоответствия в показаниях свидетелей. Технологии Autonomy используют крупные call-центры. Тот же Vodafone при прослушивании требований клиента с помощью ПО Autonomy в автоматическом режиме может определять, когда нужно подключать оператора. Это происходит, например, если клиент показывает признаки нервозности.

Autonomy, разработчик корпоративных платформ, инфраструктурного ПО и систем контекстного поиска на базе интеллектуального движка Dynamic Reasoning Engine, имеет обширную базу из более чем 25 тыс. клиентов. Услугами компании среди прочих пользуются Toyota, Bank Of America, News Corp., AOL, BBC, Oracle, Adobe, Procter&Gamble, а также государственные учреждения и фонды многих стран мира, включая Нью-Йоркскую фондовую биржу, Министерство внутренней безопасности и Комиссию по ценным бумагам и биржам США.

Наиболее известным продуктом компании является представленный осенью 2009-го IDOL SPE. Как пояснил тогда Линч, эта технология способна определять паттерны (образы) в структурированных данных, т. е. обычных реляционных БД, что было технически невозможно или сильно затруднено ранее: “Распространенная проблема с БД — когда вы ищете что-то, но поиск не дает соответствий запросу. Вместо того, чтобы искать черно-белые результаты, наш вероятностный движок распознает оттенки серого. То есть мы взяли нашу технологию IDOL, успешно используемую для поиска и анализа неструктурированных данных, и применили ее для анализа структурированных. Мы вносим в мир структурированных данных наши технологии смысловой обработки информации”.

Итогом развития технологии стал анонс новой информационной платформы IDOL 10. Представлена она была Линчем спустя три месяца после того, как в августе минувшего года Autonomy была приобретена HP за 10,2 млрд. долл. Эта платформа представляет собой единый слой обработки информации, на котором можно взаимодействовать с данными любого типа — будь то видео, аудио или социальный контент. Она распознает более тысячи файловых форматов и 140 языков, объединяет инфраструктурное ПО Autonomy для автоматической обработки и понимания неструктурированной информации и включает в себя высокопроизводительный аналитический движок для процессинга в реальном времени структурированных данных компании Vertica, также приобретенной HP.

Портфолио ПО Autonomy помимо этого составляют: HP Autonomy Appliances — программно-аппаратные комплексы для архивирования, электронного обнаружения (eDiscovery) и корпоративного поиска, построенные на серверах HP ProLiant и системах хранения HP Storage; Archiving Appliance — механизм, который автоматически затягивает, дедуплицирует и извлекает метаданные из всех типов файлов; eDiscovery Appliances — обеспечивает сквозные возможности электронного обнаружения данных, включая идентификацию, сбор, хранение и т. д. Особенно востребованной рынком выглядит Enterprise Search Appliance — это ПО обеспечивает видимость всего спектра корпоративных данных, как структурированных, так и неструктурированных.

Несмотря на востребованность технологий обработки неструктурированной информации, в частности предоставляемых Autonomy (по некоторым подсчетам объем такой информации в современном бизнесе составляет 85%), рыночные эксперты по-разному комментировали приобретение HP английской компании. Все-таки большинство их склонялось к той точке зрения, что HP сделала правильный выбор, поскольку разработки Autonomy представляют определенный рыночный интерес, как и сама Autonomy, поглотившая своих основных конкурентов (Interwoven, Verity, Zantaz), интегрировав их лучшие наработки в свои продукты.

“Сегодня уровня структурированности любых СУБД уже недостаточно. Традиционное поисковое ПО не так интеллектуально, чтобы быстро разобраться в неструктурированных данных, например, понять содержание видео или музыкального трека. Autonomy в состоянии сделать это”, — сказал Тим Дениэлс из Olivetree Securities.

Аналитик Браян Хилл из Forrester Research в свою очередь выразил опасения, что обеим компаниям не избежать взаимопересечения портфелей ПО, а также акцентировал внимание рынка на различных корпоративных культурах Autonomy и HP: первая слишком агрессивна в продвижении своих продуктов, вторая — более консервативна. Результатом неизбежно станут разногласия по поводу процесса разработки продуктов, стратегии продаж и маркетинга.

Пока что ни HP, ни Линч не объяснили, почему учредитель Autonomy уходит из компании. Глава HP Мег Уитман сказала только, что Линч покидает компанию после “переходного периода”. “Это классическая проблема корпоративного роста компании, и я уже смотрела такое кино раньше, — говорит она. — Когда вырастаешь с 40 млн. долл. [продаж] до 400 млн., то это уже совсем другая игра”. Несмотря на неоправдавшиеся прогнозы в отношении прибыльности Autonomy, Уитман считает, что Autonomy “…была правильной покупкой, и я вижу силу этого продукта. Возможности в “больших данных” и аналитике просто фантастические”.

Пост руководителя подразделения Autonomy займет Билл Вехте, директор по стратегии HP и исполнительный вице-президент HP Software. Можно предположить, что увольнение Линча связано с тем, что бизнес облачных вычислений Autonomy показал “значительное снижение” дохода от лицензий.

“Смена руководителя Autonomy являет собой знак неразберихи, растерянности в ставке HP на облачные вычисления, — говорит Боб Вениро, главный управляющий компании Future Tech. — У партнеров и акционеров были большие вопросы касательно той суммы, что заплатила HP за Autonomy и обоснованности этой покупки”. Вениро считает, что разъяснения по поводу ухода топ-менеджмента Autonomy могли бы успокоить заказчиков, партнеров, инвесторов и служащих HP.

Что касается Линча, то его сложно назвать проигравшей стороной в связи с уходом из HP. Его опцион в 500 млн. долл., полученный им после слияния Autonomy и HP, по мнению некоторых наблюдателей, предполагает развитие событий по сценарию, когда Линч может создать новую Autonomy, некую “Autonomy 2”. К тому же у него для этого есть значительный предпринимательский опыт, налаженные связи и немалые финансовые ресурсы. Не исключено, что в короткие сроки HP получит нового конкурента. Особенно в этой связи интересен уход в полном составе топ-менеджмента Autonomy.