Участие в регулярно проводимых мероприятиях (конференциях, выставках) конечно же намного более интересно и ценно в сравнении с присутствием на событиях “разовых”. Ведь подобное мероприятие позволяет не только увидеть статический срез текущего состояния некоторых дел, но и — что, наверное, гораздо важней — понять динамику развития процесса, а значит, оценить перспективу, выполнить прогноз. Одна из таких интересных “серий” — ежегодные партнерские семинары компании “ABBYY Россия”, не только известного, но и довольно самобытного игрока и мирового, и российского ИТ-рынка. Очередное такое событие произошло, традиционно для последних лет, в апреле, на этот раз в турецком Стамбуле. Само по себе место встречи довольно символично: вопросы развития ИТ рассматривались в одном из ключевых мировых “перекрестков”, географических, исторических, культурных.

Семинар по традиции открылся “отчетным” сообщением генерального директора “ABBYY России” Григория Липича об общих итогах (и для компании, и для рынка в целом) прошедшего года и о перспективах развития ситуации. Однако в этом году компания уже делала месяцем ранее такой отчет перед СМИ (впервые за свою историю, но возможно, это тоже станет традицией), поэтому мы не будет повторять уже опубликованное и представим только некоторые дополнительные сведения и соображения.

Для начала напомним, что ABBYY — это разработчик ПО, традиционно специализирующийся на создании интеллектуальной продукции (распознавание текстов и лингвистика), входящий в тройку ведущих софтверных брендов России и давно получивший мировое признание в своей специализации. Структурно ABBYY представляет собой холдинг, в котором центральное место занимает головной московский офис — ABBYY Headquarters, где сосредоточены не только функции управления холдингом, но и все исследования и разработки группы; именно здесь трудится основная часть персонала. За продажи и продвижение продукции ABBYY в целом отвечают региональные офисы. Сейчас в ABBYY работает свыше 1100 сотрудников в 14 офисах в 11 странах. По объемам бизнеса самым крупным отделением является американское, после него — российское. С начала 2010 г. “ABBYY Россия” отвечает только за территорию СНГ (за исключением Украины и Молдавии), ее доля в бизнесе всей группы составляет примерно четверть, в которой собственно на Россию приходится около 75%.

Если год назад, говоря об общей ситуации на рынке, Григорий Липич сказал, что мировой кризис в целом преодолен, но не до конца, то сейчас он уверенно констатировал динамичное развитие отрасли и сделал основные акценты на оптимистичные перспективы. В 2011-м доходы “ABBYY России” выросли на 46%, что заметно выше мировых темпов холдинга в целом (35%) и российских отраслевых показателей (по данным IDC, местный рынок ИТ вырос на 20, а ПО — на 22%). Динамика корпоративных поставок была несколько ниже, хотя также достаточно велика: 40%, — причем тут заметны опережающие темпы в сфере систем массового ввода и обработки документов (рост за год на 65%), которые должны сохраниться и в будущем, учитывая довольно низкий уровень распространения этих средств в российских компаниях.

Характеризуя в целом ситуацию в России в области управления документами, руководитель “ABBYY России” отметил, что хотя в стране наблюдается явная тенденция к более широкому использованию электронных методов работы, объемы “бумаги”, кажется, не только не сокращаются, но даже и увеличиваются. С одной стороны, это объясняется тем, что в нашей стране (в значительной степени из-за отставания развития нормативно-правовой базы, но еще более вследствие общего консервативного менталитета) электронные документы не заменяют бумажные варианты, а лишь довольно часто дополняют их. С другой стороны, происходит быстрый рост общего объема автоматизируемых бизнес-процессов, а значит, и объема вовлеченных в ИТ-обработку документов (изначально в бумажном виде). Хотя, конечно, в исторической перспективе не вызывает сомнений, что объемы “бумаги” будут сокращаться и в долевых, и в абсолютных показателях.

Еще в середине прошлого десятилетия в программе партнерских семинаров появилась и от года к году расширялась тема использования мобильных устройств в сфере технологий ABBYY. Поначалу эти вопросы многим участникам казались делом далекого будущего с не очень понятными перспективами. Тем более что тогда речь в основном шла о средствах для разработчиков, создающих собственные встроенные решения. Теперь же всем вполне очевидно, что мобильные технологии — это вполне реальный бизнес, причем динамично развивающийся (в прошлом году рост продаж мобильных решений ABBYY составил 72%). По представленным Григорием Липичем данным, на долю платформы Apple iOS приходится почти две трети поставок мобильных продуктов, 29% — на Android, 7% — на Symbian. Компания изучает возможность создания продуктов под Windows Phone, но окончательное решение тут зависит от рыночных успехов этой ОС Microsoft. Руководитель “ABBYY России” не сомневается и в перспективах планшетных устройств. Сейчас безусловным лидером тут является iPad, но ситуация может поменяться с ожидаемым в недалеком будущем выходом на рынок Windows 8.

Что касается облачных моделей, то эта проблематика впервые прозвучала на партнерском семинаре ABBYY осенью 2008 г., когда ее обсуждение сопровождалось множеством вопросов, в том числе относительно реальных перспектив данного направления. Сейчас сомнений в будущем облачных технологий в целом ни у кого уже нет, хотя для ABBYY проекты в этой сфере пока носят, кажется, больше пилотный характер, о значительных коммерческих объемах говорить еще не приходится. Тем не менее Григорий Липич позитивно оценил динамику развития облачной сферы деятельности компании, подчеркнув при этом, что облачные технологии дополняют традиционные, но не заменяют их.

По-настоящему новым событием нынешнего семинара стало первое представление технологии ABBYY Compreno — лингвистической платформы для решения на качественно новом уровне целого спектра прикладных задач в области перевода, интеллектуального и многоязычного поиска, извлечения фактов и связей. Правда, тут нужно отметить, что разработку этого ПО компания начала еще несколько лет назад, а первая публичная информация о проекте появилась в начале прошлого года, когда ABBYY получила под него государственный грант фонда “Сколково” в размере 475 млн. руб. Рассказывая об этой разработке, директор лингвистического департамента ABBYY Headquarters Александр Рылов привел увлекательные примеры некоторых уже реализованных пилотных проектов. На вопрос о том, чем технология ABBYY отличается от аналогичных систем, создаваемых в том числе и в России и достаточно широко уже используемых в мире, он ответил, что разработчикам компании удалось решить некоторые фундаментальные вопросы автоматического лингвистического анализа, что позволяет говорить о вероятности серьезного прорыва в направлении более широкого и эффективного применения данных технологий.

Что ж, возможно, ABBYY Compreno, которая сейчас аудиторией больше воспринималась как забавная ИТ-игрушка, через два-три года станет предметом реального делового интереса для многих участников партнерского сообщества ABBYY.