Есть много показателей, которые характеризуют уровень зрелости и степень влияния той или иной компании, выступающей на ИТ-рынке в роли вендора. Если же говорить о международном авторитете, то одним из признанных знаков отличия считается присутствие в “магическом” рейтинговом квадранте Gartner. По результатам прошедшего года в документе, отмечающем лучших поставщиков BI-платформ, впервые появилась российская компания “Прогноз”. Особую окраску этому событию придает тот факт, что “Прогноз” — не столичная, а региональная фирма, сумевшая за 20 лет выйти на лидирующие позиции в России и странах СНГ.

Родилась она в 1991 г. из научного коллектива, сформировавшегося на кафедре экономической кибернетики Пермского госуниверситета и в Институте экономики Уральского отделения РАН. Уже в 1995-м были выполнены первые проекты для Администрации Президента и аппарата Правительства РФ, Банка России, региональных и муниципальных администраций. В 2002-м открылся офис в Москве, а в 2006-м были реализованы первые проекты за рубежом и открылись офисы в США (Вашингтон) и Китае (Пекин). Программный комплекс ПРОГНОЗ применяется сегодня для разработки аналитических приложений в “Газпроме” и Банке России, Всемирном банке, Международном валютном фонде, Всемирном фонде дикой природы, Департаменте сельского хозяйства США, Африканском банке развития, а также самыми разными российскими организациями и предприятиями. Компания открыла офисы в семи странах, в ней трудится 1200 специалистов, половина которых — экономисты и аналитики. Их силами выполнено 1500 проектов для 350 заказчиков в 15 странах.

Кто-то может подумать, что появление компании в гартнеровском квадранте имело целью произвести должное впечатление на ее потенциальных зарубежных клиентов. Однако, как заметил первый заместитель генерального директора “Прогноза” Максим Балаш, вопросы об официальном подтверждении международного признания их BI-платформы гораздо чаще возникали именно у отечественных заказчиков. Первые попытки контактов с представителями Gartner в Европе имели место в 2009 г., но в силу разных причин продолжения они не получили. Некоторое время спустя неожиданный толчок этому процессу придала компания Coca Cola, обратившаяся в Gartner с просьбой объективно охарактеризовать уровень продуктов и услуг “Прогноза”. Любопытно, что сделано это было не перед заключением контракта, а уже после успешного завершения проекта.

В ходе последующих контактов с экспертами из Gartner руководство “Прогноза” было проинформировано о процедуре рейтингования и о требованиях, предъявляемых к претендентам. Наряду с функциональностью BI-платформы и наличием стратегии ее развития во внимание принимались отзывы реальных заказчиков, которые должны были в ходе анкетирования дать четкие ответы на целый ряд вопросов. Чтобы попасть в гартнеровский квадрант, нужно было обеспечить выполнение более десятка жестких критериев. По словам Максима Балаша, около двадцати компаний, участвовавших в данной процедуре вместе с “Прогнозом”, потерпели неудачу. Поздравляя российскую компанию с успехом, следует отметить, что это не своеобразная медаль, которая присваивается ей навсегда: на следующий год свое присутствие в квадранте придется доказывать заново, предъявляя в том числе и новые успешные проекты.

Если же говорить о месте “Прогноза” в координатах квадранта Gartner, то пока это левый нижний сегмент, в котором находятся так называемые нишевые игроки. Близость к верхней границе этого сегмента характеризует хорошую способность “Прогноза” реализовать свою стратегию. Обращает на себя внимание тот факт, что в правом нижнем сегменте, отведенном компаниям с высоким, но не реализованным до конца инновационным потенциалом, нет вообще ни одного игрока. Максим Балаш объяснил это тем, что в ходе недавней консолидации рынка BI все подобные многообещающие компании были скуплены лидерами, оккупировавшими правый верхний сегмент. Иными словами, присоединение к когорте лидеров идет сегодня по двум траекториям: либо компания пробивается туда собственными силами (пример — QlikTech), либо она вместе со всеми своими наработками поглощается одним из обитателей правого верхнего сегмента.

Желая “Прогнозу” проделать путь в “высшую лигу”, мы должны отдавать себе отчет, что возможны самые разные сценарии подобной миграции. И даже если иметь в виду путь, связанный со слияниями и поглощениями, то я не стал бы исключать вариант покупки самой компанией “Прогноз” тех или иных перспективных игроков. Где взять для этого финансовые средства? Их мог бы принести выход на IPO. А как заявил Максим Балаш, вопрос первичного размещения акций рассматривается руководством компании вполне серьезно. Среди перспективных направлений развития флагманской BI-платформы PROGNOZ Platform были упомянуты технологии in-memory, облачные вычисления и мобильные приложения. Кроме того, для продвижения на широкий рынок платформы, до сих пор использовавшейся для построения тех или иных систем только самой компанией “Прогноз”, планируется создание сети партнеров, которые смогут продавать PROGNOZ Platform вместе с собственными решениями.