По традиции фирма “1С” на своем ежегодном декабрьском “Дне бухгалтерии” дает отчет о работе за год. Имея в виду “системное” положение компании на российском ИТ-рынке, эти сведения являются первыми ориентирами, позволяющими судить об итогах уходящего года в отечественной ИТ-отрасли в целом.

Рассказывая о достижениях “1С”, ее бессменный директор Борис Нуралиев с удовлетворением констатировал, что в рейтинге Forbes 200 крупнейших непубличных компаний России “1С” со 174-го места в 2009 г. поднялась на 124-е в 2010-м, увеличив объем продаж (по данным Forbes) c 16,2 до 18,5 млрд. руб. За три недели до окончания 2011-го “1С” прогнозирует рост своих доходов в нынешнем году в долларовом исчислении на 34%. Можно с большой долей уверенности предположить, что это заметно выше средних темпов ИТ-рынка и значит, компания еще больше усилила на нем свои позиции. Впрочем, нужно отметить, что в прошлом году, продолжая готовиться в выходу на IPO, она изменила существовавшую ранее систему своей публичной отчетности, показывая данные всей группы “1С” и включая в них дочерние и совместные бизнесы.

Однако говоря о высоких темпах увеличения доходов “1С”, нужно заметить, что как раз в последние три-четыре года он во многом обеспечивается не за счет естественного роста уже имеющихся бизнесов, а за счет активной политики приобретений, которую раньше фирма явно избегала. Так, по сравнению с докризисным 2007-м суммарный доход в 2011-м вырос почти на 70%, но основную прибавку дало игровое направление (в существенной мере в результате крупных приобретений 2008 и 2009 гг.), а также увеличение “дочерней” составляющей, где также было много покупок, особенно в текущем году. Если же отдельно посмотреть на два традиционных столпа компании — разработку экономического ПО и дистрибуцию, — то тут рост за четыре года будет не столь разительным: менее 20%.

Кстати, намерение “1С” выйти на IPO аналитики изначально во многом связывали именно с намерением компании привлечь инвестиции (путем продажи акций) для ускорения своего развития, в том числе путем приобретений. До публичного акционирования дело, кажется, дойдет еще не скоро (Борис Нуралиев сообщил, что в следующем году фирма намерена пройти официальный международный аудит, подчеркнув, однако, что это лишь планы), но уже нынешней осенью “1С” объявила о продаже 9% акций инвестиционному фонду Baring Vostok Private Equity Fund IV (остальная часть принадлежит ЗАО “1С”), пояснив, что полученные средства будут использованы для дальнейшего развития группы, приобретения новых активов и расширения структуры совместных предприятий.

Еще в прошлом году в рамках подготовки к IPO с целью повышения прозрачности своего бизнеса в отдельную компанию “1С-Интерес” был выделен бизнес розничных продаж программных продуктов. Ожидалось, что таким же образом “1С” поступит и со своим дистрибьюторским направлением, но этого пока не произошло: оно по-прежнему объединено с разработкой экономического ПО в рамках головной фирмы.

Нужно вспомнить, что именно с дистрибуцией чужого ПО “1С” вышла на рынок в начале 1990-х. Еще в 2008 г. на этот бизнес приходилась более половины доходов компании, но с тех пор его значимость быстро сокращается, причем не только в процентном выражении. Хотя в явном виде фирма не показывает общую динамику этого направления, все же наш анализ показывает, что в 2011 г. дистрибуция в “1С” в лучшем случае выйдет на уровень продаж 2007-го. Соответственно, учитывая показатели динамики софтверного рынка России в целом, можно предположить, что “1С” постепенно снижает долю своего присутствия в качестве оптового поставщика ПО.

В кризис произошло резкое снижение продаж зарубежного ПО, его объем в этом году еще далек от докризисного. В это время увеличивались поставки программных продуктов российских разработчиков, но их доля в структуре дистрибуции “1С” составляет примерно только четверть. Кроме того, в нынешнем году темпы роста рынка отечественного ПО заметно упали по сравнению с 2010-м (с 45 до 19%).

Хотя в объемном выражении поставки экономического ПО занимают, по нашим оценкам, лишь около 20% от общего дохода всей группы “1С”, именно это направление (вместе с партнерским сообществом) на рынке воспринимается как основа всего ее бизнеса. Кризис, правда, и тут привел к заметным потерям в объемах, и все же компания преодолела этот сложный период весьма успешно и в целом укрепила свои позиции на рынке ERP. Это подтверждают, в частности, данные IDC по рынку интегрированных систем управления предприятием: по итогам 2010-го “1С” заняла 28,0%, увеличив за год свою долю на 5,7 пункта.

Ожидается, что в 2011 г. объем продаж “1С:Предприятия” существенно превзойдет докризисный уровень, а по сравнению с 2010-м рост составит более 50%. При этом продажи “1С:Предприятия 8” вырастут почти на 75%. Важным итогом уходящего года стало то, что как раз сейчас фактически полностью завершилась многолетняя замена версии 7.7 на 8. Как “1С” и обещала в 2002-м (выпуск предварительной версии 8.0), замена шла исключительно эволюционным путем, по мере естественного снижения рыночного спроса на предыдущий вариант системы. “1С:Предприятие” 7.7 исчезло из прайс-листа компании лишь 1 июля 2011 г. (хотя всё ещё продаётся под заказ), когда его доля стала менее 10%. Фирма продолжает свое продвижение на корпоративный ERP-рынок: об этом наглядно свидетельствует статистика зарегистрированных на сайте “1С” партнерских отчетов о выполненных проектах.

Принципиальной тенденцией развития бизнеса “1С:Предприятия” является устойчивое повышение значимости сервисных моделей работы с клиентами, в том числе заметный интерес к арендным схемам поставок и SaaS. Так, даже в кризис наблюдался стабильный рост доходов от регулярного информационно-технологического сопровождения (maintenance) “1С:Предприятия”: в 2009 г. — 10,1% (в долларовом выражении), в 2010 — 40,7%, в 2011-м — 63,1%. По мнению Бориса Нуралиева, это говорит о готовности клиентов платить за поддержку средств автоматизации и информационную поддержку и, что, возможно, еще важнее, — об их готовности к работе по схемам абонентной оплаты.

Доля арендных и облачных моделей в доходе “1С” от поставок экономического ПО пока очень невелика: по словам руководителя “1С”, за 2011 г. продажа “ПО как услуги” составила лишь 21,5 млн. руб., но при этом в технологическом плане развитие всего решения “1С:Предприятие” и системы его лицензирования в значительной степени шло именно в направлении поддержки облачных схем. (По нашим сведениям, всеми работами по направлению SaaS руководит лично Борис Нуралиев.)

К примеру, выпущенная в июле новая версия платформы “1С:Предприятие” 8.2.14 реализует возможность многоарендного функционирования (multitenancy), позволяя применять один экземпляр ПО для работы с несколькими информационными базами данных разных организаций. Развитие технологий работы системы в режиме сервиса обещано и в будущем. А нынешней осенью “1С” сделала важный шаг в направлении создания SaaS-сервисов для конечных пользователей: осенью в пилотном режиме начал работать новый облачный сервис 1cfresh.com, обеспечивающий работу пользователей с приложениями “1С” и ее партнеров через Интернет и предоставляемый самой “1С” на ее собственных вычислительных ресурсах. В настоящее время там доступны четыре прикладных решения, в том числе только что выпущенная новая редакция “1С:Бухгалтерия” 3, выполненная специально в варианте с поддержкой облачного варианта ее применения.