Аналитики Gartner еще несколько лет назад обратили внимание на новый сегмент программного рынка — социального ПО, проведя при этом анализ логики его становления. Ведь сами социальные сети в виде онлайных сервисов для конечных пользователей стали появляться еще в начале прошлого десятилетия, но собственно технологии создания таких сервисов были своего рода закрытыми ноу-хау их авторов. Однако постепенно на рынке стал формироваться спрос на инструментарий разработки социальных сетей для реализации разного рода проектов, как публичного, так и внутреннего доступа. Поначалу он удовлетворялся поставками средств авторов первых социальных сервисов, но потом этим направлением занялись и профессиональные софтверные вендоры — сначала, как обычно, специализированные небольшие компании, а потом к этому подключились и ИТ-гиганты.

Так началось формирование направления средств социального ПО — отчуждаемых программных продуктов, используемых для разработки тех или иных сервисов. Сразу обратим внимание — речь идет именно о программных инструментах, а не о сервисах. Поставщики ПО и поставщики сервисов — это в общем случае разные группы игроков. Отметим также, что логика формирования рынка социальных сетей и социального ПО фактически полностью повторилась чуть позже в становлении рынка облачных вычислений, который также развивался от публичных сервисов к реализации частных облачных решений.

Результаты своего первого исследования нового рынка, которому было дано название Social Software, Gartner представила три года назад. При этом на традиционном квадранте было хорошо видно, что речь идет именно о подготовительном этапе становления данного направления: большое число участников, пустой сектор “лидеров”. Хотя два явных претендента (IBM и Microsoft) на ведущие роли там уже отчетливо обозначились (см. рисунок, 2008 г.). В 2009-м Gartner нашла более подходящее, по ее мнению, название новому рынку — “социальное ПО на рабочих местах” (Social Software in the Workplace), более четко сформулировав круг решаемых этими средствами задач — создание социальных систем, ориентированных на поддержку взаимодействия сотрудников внутри предприятий. Выпущенный спустя год очередной (квадрант, см. рисунок, 2010 г.) уже хорошо демонстрировал конкурентную ситуацию, характерную для достаточно высокого уровня зрелости рынка: число участников сократилось, они довольно равномерно распределились по квадрантам графика, сформировалась тройка лидеров, в которой к очевидной паре ведущих софтверных поставщиков удалось примкнуть компании Jive.

И вот — результаты исследования “Магический квадрант для социального ПО на рабочих местах” за 2011 г. (см. рисунок). Внешне конкурентная ситуация на этом рынке за 10 мес, после выпуска предыдущего отчета, изменилась не очень сильно. Та же тройка лидеров, которая смогла несколько увеличить отрыв от пелотона. И тем не менее более детальное изучение рынка позволило экспертам Gartner, не давая, правда, денежных оценок рынка, сделать вывод о растущей значимости данного направления, в том числе увеличении числа и масштабов корпоративных социальных ИТ-проектов.

По мнению Gartner, рынок социального ПО формируется в рамках решения заказчиками трех классов задач:

  • управление контентом, корпоративный поиск и соответствие нормативным требованиям;
  • формирование постоянно растущей в размерах и функционале коммуникационной инфраструктуры предприятий;
  • специфические виды деловой активности, например по поддержке клиентов.

Именно поэтому на это рыночное поле выходят игроки с разных ИТ-направлений, и сейчас Gartner выделяет тут три основные группы вендоров:

  • специализированные разработчики социальных приложений (Atlassian, blueKiwi, Igloo, Jive, Moxie Software, MindTouch, Novell, Socialtext, Telligent, XWiki);
  • платформенные вендоры, создающие инфраструктурное ПО масштаба предприятия (Drupal-Acquia, Ektron, EPiServer, IBM, Liferay, Microsoft, OpenText)
  • поставщики бизнес-приложений, в том числе те, кто уже занимается поддержкой горизонтальных процессов взаимодействия сотрудников (Cornerstone OnDemand, Mzinga, Saba, salesforce.com, SuccessFactors). Именно эта группа заметно усилила свои позиции на рынке за последний год.

Социальные сети появились изначально на рынке в виде публичных облачных сервисов. Однако если посмотреть на сегодняшний корпоративный рынок, то можно увидеть, что доля облачных решений тут пока не очень велика (5–7%). При этом эксперты Gartner, отмечая общее повышение интереса потребителей к SaaS-решениям, число предложений по которым на рынке также растет, подчеркивают, что крупные заказчики будут отдавать предпочтение традиционному варианту установки ПО на своей площадке (on-premise).

Безусловной тенденцией является продолжающиеся расширение поддержки мобильного доступа по крайней мере к части функционала социальных сетей. Основной технологией тут выступает вариант использования браузеров смартфонов, но в дополнение к нему сейчас заметно растет доля приложений для Apple iOS (iPhone, IPad) — почти половина вендоров, представленных в квадранте, предлагает такие клиентские места для своих систем. Примерно треть разработчиков имеет клиентские приложения для BlackBerry-устройств, четверть – для Windows Mobile.

Стоимость продуктов (в расчете на одного пользователя в месяц) имеет тенденцию к снижению, при этом разброс цен остается довольно значительным. Около половины поставщиков предлагает решения по цене от 1 до 5 долл., ориентированные на варианты развертывания больших сетей. Для очень крупных проектов, как правило, предлагаются существенные скидки (до 50% для проектов на десятки тысяч пользователей).

У трети вендоров цены не превышают 1 долл. Тут речь идет обычно идет о продуктах Open Source с ограниченными возможностями по уровню доступности и технической поддержки. Корпоративные заказчики, как правило, выбирают такие решения для изучения возможностей социальных сетей и реализации пилотных проектов в этой области. У небольшой группы разработчиков цены колеблются от 5 до 12 долл. Их продукты ориентированы на тех клиентов, которые уже твердо решили использовать в своей работе социальные сети и готовы платить за высокое качество и широкий функционал продуктов.

Как мы уже говорили, тройка лидеров рынка остается прежней, при этом весьма примечательно, что все игроки тут очень различные, с разными моделями бизнеса и подходами к формированию портфелей предложений ( подробнее см. предыдущий обзор ).

Как и год назад, Gartner отмечает, что на рынке есть довольно большой список поставщиков, которые находятся очень близко к минимальным требованиям для попадания в квадрант (например, Alfesco, Cisco, Oracle, SAP, VMware). Из прошлогоднего списка аутсайдеров в нынешний квадрант смогла перейти salesforce.com, причем сразу на довольно хорошую позицию в группе провидцев. А вот EMC и Google, которые были в квадранте 2009 года, сейчас не присутствуют даже в “листе ожидания”.