В компаниях и различных организациях растет интерес к использованию социальных сетей, для реализации систем поддержки групповой работы и управления предприятием а вместе с этим повышаются объемы продаж соответствующих программных средств, обостряется конкурентная борьба среди поставщиков. По мнению Gartner, сегодня уже вполне можно говорить о формировании самостоятельного софтверного рынка с продуктами и решениями, ориентированными именно на взаимодействие сотрудников внутри предприятий. Свое представление о ситуации в этой сфере компания представила в выпущенном в конце прошлого года отчете “Магический квадрант для социального ПО на рабочих местах” (см. рисунок).

Gartner отмечает, что пока небольшое число организаций широко применяет для своих нужд социальные сети. Но популярность этих средств растет, многие предприятия изучают возможности их внедрения и уже реализуют разного рода пилотные проекты, в том числе по интеграции социального ПО с традиционными корпоративными бизнес-решениями.

В свою очередь данное направление привлекает внимание поставщиков, причём специализированные разработчики здесь конкурируют с вендорами, уже имеющими сильные позиции на корпоративном рынке. Ситуация тут меняется весьма динамично (см. врезку “Критерии отбора…”), и покупателям не очень просто сделать правильный выбор. В силу того, что этот рынок еще находится в стадии формирования, заказчиками нужно, с одной стороны, разобраться, чего же они хотят от применения социального ПО, а с другой — понимать стратегию поставщиков в этой области. Gartner отмечает, что для многих потребителей главным тут являются не технические возможности продуктов, а снижение рисков, связанных с внедрением социальных методов в корпоративную среду.

Говоря о тенденциях развития этого рынка в течение последнего года, эксперты из Gartner отмечают, что среди первопроходцев в деле применения социальных сетей на предприятиях превалируют сервисные и технологические компании с высокой долей профессиональных работников. Там социальное ПО служит для поддержки работы команд, сообществ или просто для сетевого взаимодействия. В большинстве других организаций речь идет об “очаговом” использовании таких технологий, как Wiki, блоги и форумы — именно эти средства обычно связаны с первым шагом к более широкому применению социальных сетей.

Основная проблема для предприятий в этой сфере заключается в поиске правильного баланса между рисками и выгодами. Речь идет, например, о работе сотрудников с внешними социальными сетями и сайтами, использовании неформальных источников знаний или таких средств “свободного общения”, как Yammer. Даже когда хорошо видны возможные бизнес-эффекты от социальных средств, руководство компании понимает, что такие приобретения могут сопровождаться потерями (которые очень трудно спрогнозировать) — скажем, потерей управляемости организации или какими-то злоупотреблениями.

Успех применения социального ПО в немалой степени зависит от удобства работы пользователей. Крайне желательно, чтобы у сотрудников была возможность выбора между традиционными инструментами и социальными средствами. В любом случае компания должна предпринять некоторые усилия по обучению своего персонала методам работы с социальными инструментами.

Технологические инновации тут базируются на Web-доступе через браузеры, но возрастает и актуальность поддержки мобильных средств, таких как iPhone или BlackBerry. При этом важно, что функциональность многих устройств расширяется с учетом работы именно в социальных сетях. Выбор конкретных социальных инструментов для заказчика часто определяется уже используемым им ПО — в первую очередь речь идет об управлении контентом и документами.

Тройка лидеров

По мнению Gartner, одним из первопроходцев и “локомотивом” данного рынка является IBM, активно пропагандирующая идеи использования социальных сетей в компаниях*.

Продукт IBM Lotus Connections — это представительный пакет социального ПО, включающий все необходимые функции, которые можно использовать как совместно, так и по отдельности. Но у корпорации есть и дополнительные инструменты, например, такие, как IBM Atlas for Lotus Connections (визуализация сетевого взаимодействия) и различные средства изменения активностей и формирования отчетов. IBM уже наработала опыт крупных инсталляций своего социального ПО, при этом она предоставляет клиенту гибкие возможности разных вариантов развертывания решений. Заказчики могут пользоваться данным функционалом как сервисами с различными механизмами клиентского доступа — через браузер, Lotus Notes, Microsoft Outlook, портал, мобильные устройства или через офисные приложения. Lotus Connections доступен в виде локальной установки на площадке заказчика, в виде хостинга приложений или в варианте публичного облака (LotusLive).

В последней версии Lotus Connections 3, выпущенной в конце 2010-го, появилась расширенная поддержка Android-устройств и iPad, усилены возможности работы с насыщенным мультимедиа, улучшены дискуссионные форумы и средства обратной связи, реализованы функции фильтрации контента, выработки рекомендаций с использованием социальной аналитики. А реализация Content Management Interoperability Services API позволяет Lotus Connections 3 взаимодействовать с различными ECM-системами.

Правда, для некоторых сценариев реальной работы компаниям в дополнение к Connections придётся установить Lotus Quickr (особенно при интеграции с ECM), что повышает стоимость и сложность системы в целом. Нужно также отметить, что подразделение IBM Global Services предлагает широкий спектр услуг (технической поддержки, стратегического и делового консалтинга) по внедрению и поддержке всех этих средств у заказчиков.

Для Microsoft ее платформа SharePoint в последние годы превратилась в “наше всё”. Почти все аспекты присутствия корпорации в сфере решения прикладных бизнес-задач связаны с использованием этой системы. И социальные сети — еще один яркий пример тому. Помимо функционала для корпоративного сотрудничества, управления контентом, создания порталов в состав Microsoft SharePoint Server 2010 входят и социальные средства. И все это можно применять в стандартном варианте интеграции с Exchange, Office и Lync (ранее известного как Office Communications Server). Нужно также сказать, что по оценкам Gartner 50% заказчиков уже применяют платформы SharePoint в том или ином варианте. Имеются масштабные развертывания этого решения именно в режиме социального сетевого взаимодействия на основе набора функций My Sites. В версии 2010 все социальные средства получили дальнейшее развитие. Традиционным достоинством Microsoft является огромная партнерская экосистема, включающая разработчиков ПО и системных интеграторов. На рынке представлено множество продуктов третьих фирм, расширяющих возможности SharePoint.

В то же время одной из проблем применения SharePoint является необходимость реализации “глубоких” пользовательских настроек путём программирования. Отчеты заказчиков говорят о том, что управление крупными и сложными инсталляциями этого продукта требует высокой технической квалификации персонала и тщательной проработки проектов. Хотя SharePoint 2010 заметно продвинулся в направлении поддержки Web 2.0, все же платформа остается ориентированной на работу с документами и файлами. Она хорошо знакома пользователям, но пока не очень соответствует тенденциями развития социального ПО.

Компания Jive почти неизвестна на российском ИТ-рынке, но уверенно входит в тройку лидеров, конкурируя в этом сегменте с двумя мегавендорами. Среди ее клиентов — немало крупных компаний, в том числе и тех, что сделали многомиллионные инвестиции в ПО и сервисы. У Jive имеется не только хороший набор решений, но также ясное видение рынка и перспектив его развития. Компания специализируется именно в сфере социального ПО. В ее штате 250 сотрудников, и при этом у неё 15 млн. конечных пользователей, значительная доля которых ввела внутрикорпоративное применение социальных сетей.

В состав ПО Jive помимо представительного набора базового социального функционала входят инструменты мониторинга социальных сред и программы интеграции с хранилищами контента и корпоративными бизнес-приложениями. Фирма имеет планы создания своего собственного Apps Market (магазин приложений) и сообщества Jive-разработчиков. Она развивает отраслевое сотрудничество, в том числе с такими игроками, как Google и Twitter, а в 2010 г. объявила о реализации механизмов микроблоков, видео, контроля присутствия, а также о поддержке iPhone.

Проблемой для компании является расширение географии своего присутствия, в первую очередь здесь имеется в виду организация продаж и технической поддержки. Сегодня сфера ее деятельности фактически сосредоточена лишь в Северной Америке, хотя она уже начала работу на внешних рынках. Кроме того, узкая специализация Jive затрудняет глубокое проникновение ее ПО в корпоративные системы, особенно у глобальных заказчиков. Компания пока не перевела свои решения в вариант мультиарендной архитектуры, и это создает для нее проблемы в реализации облачных сервисов.

* С этим мнением Gartner можно только согласиться — см. www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=128436.

Критерии отбора поставщиков корпоративного социального ПО

Для попадания в квадрант социального корпоративного ПО вендор-соискатель должен соответствовать критериям отбора в функциональности своих продуктов и их распространенности на рынке. В качестве обязательного условия поставщик должен дать ответ “да” на шесть ключевых вопросов Gartner.

  • Предлагаете ли вы продукты, специального позиционируемые (пакетирование, маркетинг, продажи) как средства поддержки команд и сообществ организаций, а также внутреннего сетевого взаимодействия?
  • Используются ли в действительности такие продуты в таком качестве в виде горизонтальных решений (т. е. не ограниченных только специальными направлениями, например управлением проектами, сервисами по обучению, или вертикальными отраслями, скажем, издательским бизнесом)?
  • Есть ли у вас как минимум 15 разных потребителей, которые применяют ваши продукты для поддержки преимущественно внутренних пользователей?
  • Имеют ли все ваши потребители в сумме как минимум 100 тыс. активных внутренних рабочих мест?
  • Можете ли вы предоставить названия четырех заказчиков, которые развернули у себя как минимум пять тысяч внутренних рабочих мест и готовы подтвердить это?
  • Обладают ли ваши продукты минимальным набором функциональности, так что заказчику не придётся приобретать дополнительные решения вашей компании или других вендоров?

Вот как выглядит минимальный набор функциональности для корпоративного социального ПО:

  • управление со стороны пользователя — возможность создавать, модифицировать и удалять учетные записи;
  • профайлы пользователя (информация о каждом пользователе должна быть доступна другим пользователям);
  • управление ролями и доступом — поддержка множества ролей (редактор, куратор, менеджер сообщества, модератор и т. п.) и связанных с ним прав;
  • возможности управления конфигурациями групп, проектов или сообщества;
  • совместная работа с документами — возможность загрузки, хранения, организации и распространения документов;
  • дискуссионные форумы — поддержка удобной среды для записи вопросов и ответов, а также для управления дискуссиями в целом;
  • блоги — возможность публикации постов пользователя в хронологическом порядке и комментариев к ним;
  • wiki — создание контента группой авторов с поддержкой режима “щелкни и редактируй”, отслеживание изменений и внутренних ссылок.

По сравнению с прошлогодним аналогичным отчетом в нынешнем квадранте отсутствуют целый ряд компаний (в том числе EMC и Google), которые не соответствуют нынешним условиям отбора (они были несколько повышены). В то же время Gartner отмечает, что на рынке есть довольно много поставщиков, которые находятся очень близко к минимальным требованиям (например, Alfesco, Cisco, Oracle, salesforce.com).