В мире ИТ очень немного компаний, которые по числу охватываемых сегментов ИТ-рынка и широте продуктового портфеля могут сравниться с Hewlett-Packard. Поэтому к разговору о перспективных технологиях мы пригласили генерального директора “HP Россия” Александра Микояна.

PC Week: Вы отвечаете за развитие бизнеса HP в России. А вопросы технологий вам близки?

Александр Микоян: Честно говоря, обсуждать непосредственно технологии мне не очень интересно. Объясню, почему. На мой взгляд, увлечение технологиями и отдельными устройствами у нас просто зашкаливает, но при этом они не приносят той пользы бизнесу, какую могли бы приносить. Даже если у каждого из нас будет планшетное устройство, это мало что изменит в силу организационно-технологического отставания России от развитых стран. А мы тратим массу времени на обсуждение преимуществ и недостатков различных технологий вместо того, чтобы говорить о том, какие изменения они могут привнести в наш бизнес, в нашу деятельность.

PC Week: Мне кажется, что и об этом говорят и пишут немало.

А. М.: Но результата пока нет. Возьмем, например, аутсорсинг. Недавно HP подписала договор с одной крупной мировой компанией сроком на 20 лет — в России такое на данный момент невозможно. Я могу пригласить людей из Англии, США, которые умеют продавать такие услуги на миллиарды долларов, но чтобы их купили, нужен другой уровень сознания. Мы выросли с технологиями, у нас есть люди, которые их хорошо знают, они изучили некоторые процессы, но для совершения качественного перехода к эффективному использованию ИТ этого недостаточно. Непонимание роли ИТ в бизнесе наблюдается на всех уровнях управления вплоть до финансовых и генеральных директоров, а подчас и акционеров. И при этом все говорят про устройства и технологии.

PC Week: Думаю, вы не случайно упомянули именно аутсорсинг. Сейчас это интересует вас более всего?

А. М.: Да, меня это очень интересует. Я считаю, что стратегический аутсорсинг позволит таким компаниям, как HP, обладающим колоссальной интеллектуальной собственностью, в полной мере задействовать свои бизнес-экспертизу и знание специфики конкретных отраслей с пользой для российских заказчиков. Наши металлургические компании, нефтяные, финансовые и т. д. зачастую сталкиваются с теми же проблемами, которые в этих отраслях уже где-то когда-то были преодолены, и никто не знает эти проблемы лучше глобальных игроков. Поэтому аутсорсинг изменит российскую ИТ-отрасль к лучшему — может быть, не для самих ИТ-компаний, но уж точно для заказчиков, особенно для тех, кто вынужден конкурировать на мировом рынке и потому должен играть по-настоящему. В принципе многие уже задумались об оптимизации бизнеса, о его эффективности. Им нужно, чтобы в России он работал как часы и приносил максимальную прибыль, что позволит инвестировать в деятельность за рубежом и конкурировать на мировом рынке. В данном случае я говорю, естественно, о крупном бизнесе, хотя и в пекарне можно сделать много полезного.

PC Week: Весь 2009-й все только и говорили об оптимизации и эффективности…

А. М.: Кризис оказался очень коротким, и далеко не все его уроки усвоены. Продлись он дольше, понимание эффективности обрело бы более отчетливую форму. То, что до сих пор не подписано ни одного крупного контракта на ИТ-аутсорсинг, как раз об этом и говорит. Мы уверены, что можем помочь заказчикам сделать их бизнес эффективным, наши конкуренты тоже уверены. Но у заказчиков, очевидно, много других задач в связи с тем, что кризис быстро закончился.

PC Week: И все же какую-либо трансформацию интереса к технологиям вы ощутили?

А. М.: Я думаю, что одна из главных тем последнего полугодия, которая таковой останется и в 2011 г., — это облачные вычисления. И сейчас важно понять, как они повлияют на отрасль в целом. Ясно, что скорее всего это будет бизнес с постоянно снижающейся нормой прибыли, а потому возникает вопрос, как будет проходить консолидация поставщиков облачных сервисов. Мне кажется, что мы придем к ситуации, когда в мире останутся только крупные облака, потому что более мелкие не выживут из-за проблем с электроэнергией, недвижимостью, безопасностью и т. д. Тут тоже начнут работать законы экономики масштабов. Исключение составят специализированные облака, например обслуживающие правительственные структуры.

Сейчас российские системные интеграторы ищут себе новое место на рынке, и уже в следующем году, я думаю, мы увидим материализацию этих поисков в том, что кто-то из них станет поставщиком облачных сервисов, построив свой дата-центр или арендовав необходимые для этого мощности. Их отношения с нами, как с производителем аппаратного обеспечения, очевидно, изменятся. Я думаю, они будут больше заинтересованы в наших финансовых инструментах, в гибкой инфраструктуре, которую мы можем им предоставить. И дефицит собственных мощностей при пиковых нагрузках они тоже смогут компенсировать за счет наших ресурсов.

PC Week: В основе облаков лежат технологии виртуализации, и, по мнению аналитиков, на очереди виртуализация десктопов. А это еще один удар по рынку настольных ПК, на котором HP вышла в России на первое место. Как вы оцениваете перспективы VDI?

А. М.: Мы всячески поддерживаем VDI в партнерстве с Microsoft, Citrix и VMware. Это не угроза нашему бизнесу — потери в десктопах мы отыграем на серверах и тонких клиентах. В данном случае мы выступаем как системный интегратор — мы знаем, как правильно строить, настраивать и обслуживать ЦОД под такую технологию, у нас есть все необходимое для этого оборудование. Я думаю, что сейчас российский рынок находится в стадии испытания этой технологии. Но она уже давно используется, в частности, банками, которым она позволяет открывать новые отделения буквально за день. Недавно я встречался с руководителем одной из крупнейших российских транспортных компаний, и он сказал, что это его мечта — перейти на VDI. Для организации работы в офисе это правильный путь, но препятствием может оказаться довольно высокая стоимость услуг связи в России в регионах.

PC Week: Еще одна тема, которую хотелось бы затронуть, — зеленые технологии…

А. М.: Это очень интересно. Зеленые технологии лежат в основе наших решений, но это только одна сторона проблемы. Другая сторона — это то, что происходит у нас с электронной продукцией после ее вывода из эксплуатации. Мне еще предстоит разобраться в этом и понять, как мы можем участвовать в управлении жизненным циклом электронных продуктов вплоть до их утилизации. Я хотел бы, чтобы мы заняли более активную позицию по данному вопросу, в том числе в части разработки соответствующего законодательства и нормативных актов, но пока не готов это обсуждать.

PC Week: Спасибо за беседу.