“В огромной России около 1 млн. компаний среднего и малого бизнеса, а в значительно менее населенной Австралии их 1,2 млн.”. Этими словами президент Microsoft в России Николай Прянишников начал свое выступление, посвященное резкому снижению цен на две редакции ERP-системы Microsoft Dynamics NAV, ориентированные на малый и нижний сегмент среднего бизнеса. По его мнению, данный шаг имеет целью не завоевание корпорацией Microsoft большей доли этого рынка, а решение гораздо более амбициозной (даже с учетом могущества Microsoft) задачи — увеличение абсолютного его объема за счет роста числа СМБ-предприятий в нашей стране. Николай Прянишников убежден, что среди множества причин недостаточной развитости сегмента СМБ не последнее место принадлежит отсутствию передовых программных средств учета и управления, доступных таким компаниям в том числе и по цене.

В рамках нового ценового предложения российским заказчикам доступны два пакета, отличающиеся функциональным наполнением. Базовый пакет предназначен для управления финансами, торговлей и расчета зарплаты, а его расширенная версия предусматривает еще и функции управления производством, проектами и отношениями с клиентами. Рекомендованная розничная цена составляет 23 тыс. и 41 тыс. руб. на одного пользователя за базовую и расширенную лицензию соответственно (что эквивалентно 540 и 954 евро). Каждый пакет включает не более 20 клиентских лицензий, методологию внедрения Microsoft Dynamics Sure Step и двухгодичную подписку на обновления. Эти цены действуют вплоть до 29 июня 2011 г. Прежде аналогичные лицензии, если они приобретались вместе с двухгодичной поддержкой, обходились заказчику соответственно в 1980 и 3498 евро. Иными словами, скидка составляет 73%. Она складывается из 80%-го снижения цены лицензии и 50%-го — на стоимость двухгодичного сопровождения (которое в данном случае обязательно).

Говоря о достоинствах последней версии Dynamics NAV 2009, директор Microsoft Business Solutions в России Владимир Водянов отметил ее полное соответствие требованиям российского законодательства в части бухгалтерского и налогового учета и регламентированной отчетности, возможность рассчитывать себестоимость выпускаемой продукции и анализировать деятельность предприятия, поддержку широкого спектра тонких клиентов, способных работать через Интернет и на мобильных устройствах. И самое главное, реализацию в нем лучших международных практик корпоративного управления.

Вряд ли мы можем вместе с Николаем Прянишниковым всерьез надеяться на то, что данное ценовое предложение существенно повлияет на увеличение числа российских СМБ-компаний. Совершенно очевидно, что оно призвано приблизить цену Dynamics NAV к ценам поставщиков российских учетно-управленческих систем (прежде всего, “1С”). О важности этого фактора напомнила руководитель программ исследований московского офиса IDC Елена Семеновская: согласно проведенному IDC исследованию, среди причин, удерживающих заказчиков от немедленного развертывания бизнес-приложений, главными были именно высокая стоимость лицензий и сопровождения. Такова ситуация во всем мире, а не только в нашей стране. Тем не менее, как заявил Владимир Водянов, данное ценовое предложение действует только в России.

В этой связи возникает естественный вопрос: что будет после истечения указанного выше срока его действия? Как известно, покупатель привыкает к низкой цене очень быстро, и вернуть старый прайс-лист без существенного спада продаж не удастся. Судя по всему, таких планов у MBS и нет. Как пояснил г-н Водянов, через семь месяцев будет проведен анализ спроса, после чего MBS сформулирует новое предложение. Дальнейшего снижения цены там не будет, но возможна корректировка структуры функций и услуг.

Обязательная для данного ценового предложения покупка двухгодичной подписки на обновления сулит заказчику, как утверждает Владимир Водянов, бесплатное получение следующей версии Dynamics NAV 7, редакция которой, локализованная для нашего рынка, должна выйти через два года. Чтобы это обещание не оказалось пустым, московскому офису и входящему в него центру локализации придется приложить максимум усилий, чтобы не допустить столь же длительной задержки с выпуском российской редакции, как это случилось с версией NAV 2009. Следует также отметить, что близкая по функциональности к базовому пакету стандартная конфигурация NAV Express, предлагавшаяся ранее московским офисом MBS, теперь потеряла актуальность, поскольку по ней скидка составляла лишь 35% и число рабочих мест не должно было превышать 10.

По мнению Николая Прянишникова, данная акция вряд ли сможет способствовать немедленному увеличению доли Microsoft на российском рынке ERP. Скорее, она позволит расширить круг предприятий, использующих для управления современные ИС. С этим трудно не согласиться: ведь теперь даже чтобы просто сохранить прежнюю выручку, MBS нужно будет чуть ли не вчетверо увеличить число заказчиков данной категории. Если оставить в стороне гипотезу об альтруизме Microsoft, вполне резонно предположить, что корпорация, снижая порог вхождения для небольших компаний, рассчитывает на отдаленные последствия данной программы. Если со временем объемы бизнеса заказчика или его запросы вырастут, расширять функциональность эксплуатируемого решения и приобретать новые клиентские лицензии ему придется по полной цене.