Наступление нового года традиционно связывается с надеждами на изменения к лучшему. А как будут обстоять дела в ИТ-сфере? Чтобы прояснить ситуацию, издание CIO Insight обратилось к ИТ-директорам четырех крупных американских и международных компаний с просьбой рассказать, каким, по их мнению, станет нынешний год и в чём будут заключаться их стратегические приоритеты в области ИТ. Редакция PC Week/RE также решила выяснить, что думают российские ИТ-руководители на данную тему.

Ожидания и перспективы

Все опрошенные изданием CIO Insight зарубежные ИТ-директора были единодушны в мнении, что нынешний год практически ничем не будет отличаться от предыдущего. А это означает, что их главными задачами по-прежнему останутся снижение затрат, повышение производительности и удовлетворение возросших требований к ИТ. “В 2009 г. деятельность каждого CIO была в основном связана с управлением затратами, и эта ситуация останется такой же и в наступившем году, — заявил ИТ-директор международной страховой компании Marsh & McLennan (MMC) Билл Кривошик. — Я думаю, спектр задач, стоящих перед CIO в 2010-м, можно охарактеризовать так: «назад в будущее»”.

Примечательно, что аналогичную оценку перспектив, по сообщению CIO Insight, дают и другие исследования, проведенные на данную тему.

А вот по мнению российских коллег, 2010 г. будет отличаться от предшествующего и, возможно, даже значительно. “Большинство банков преодолело кризис и приобрело некую надежду на дальнейшую относительную стабильность. И с этим будет связана общая тенденция к увеличению инвестиций в ИТ. Кроме того, кризис заставил многих пересмотреть стратегические планы, выделить новые направления бизнеса, изменить подход к ведению дел, что соответственно приведет к изменению как ИТ-процессов, так и инструментов, служащих базисом для любого современного банка”, — считает директор департамента ИТ КМБ-Банка Андрей Эзрохи. Он ожидает оживления интеграционных проектов и проектов по развитию ИТ-систем с целью оптимизации ресурсов, ускорения и улучшения качества существующих процессов, что, как следствие, оживит и рынок оборудования.

Эту точку зрения разделяет и заместитель генерального директора и руководитель центра управления проектами инжиниринговой компании “Группа Е4” Фёдор Крутых, который полагает, что активная фаза подъема ИТ-рынка начнется во втором полугодии, если восточно-азиатский рынок не приподнесет новый “сюрприз” мировой экономике. Отличие же от 2009 г., по его мнению, будет заключаться в том, что компании начнут увеличивать финансирование ИТ-технологий и переходить на более современные платформы. “Я имею в виду те компании, которые заглядывают в будущее”, — подчеркнул он.

Об отличиях 2010 г. говорит и руководитель управления организационного развития компании “Детский мир — Центр” Ольга Щепунова. По ее словам, с точки зрения бизнеса произойдет еще более резкое расслоение компаний на те, которые выжили и начали развиваться, и те, которые совсем уйдут “на дно”. При этом часть ИТ-проектов возобновится, а также появятся новые. Возможно усиление финансирования в госструктурах под федеральные программы. “В целом все и вся будут двигаться в разные стороны, — убеждена Ольга Щепунова. — Но общий вектор всё равно останется направленным на режим жесткой экономии — раз выжили в прошлый год, значит, и в нынешнем году выживут. А это может отрицательно сказаться на состоянии ИТ-служб организаций”.

Стратегические приоритеты

Опрос, проведенный CIO Insight, показал, что ИТ-директора предлагают разные рецепты решения задач, которые стоят перед ИТ-подразделениями в новом году.

По мнению Билла Кривошика, все CIO должны уделять больше внимания обоснованию ИТ-затрат перед руководством своих компаний: им следует тщательно анализировать коэффициент окупаемости инвестиций перед тем, как представить начальству смету на развитие ИТ. Не менее важно: они должны убедиться, что в компании правильно организованы все процессы, и тогда можно будет оценить успешность инвестиций. “Сегодня существует большая потребность в том, чтобы по-новому взглянуть на основы эффективного управления ИТ-подразделением. Несомненно, CIO должны знать технологии, но эти технологии служат лишь основой тех процессов, которые действительно дают конкурентное преимущество. Это как раз то, что я называю «управление ИТ как бизнесом»”, — пояснил он.

Билл Кривошик убежден, что если три основных приоритета CEO заключаются в увеличении доходов, расширении доли рынка и выпуске новых продуктов и услуг, то для достижения этих целей недостаточно одних лишь технологических знаний CIO. Здесь требуются управленческие и руководящие навыки CIO, но обязательно основанные на глубоком понимании ИТ — как с помощью ИТ можно решать поставленные бизнесом задачи. “И такая роль CIO, я считаю, будет актуальна не только в 2010 г., но и в будущем”, — сказал Билл Кривошик.

Со своей стороны CIO одной из крупнейших американских аптечных сетей CVS Caremark Стюарт Мак-Гуген полагает, что ИТ должны являться движущей силой построения новой бизнес-модели. Для этого ИТ-команде необходимо разбираться в глубинных основах бизнеса: не просто знать стратегию развития, а хорошо ориентироваться в процессах, что, в свою очередь, требует значительную часть времени отводить на общение с руководителями и бизнес-группами.

“Самое важное, что надо понимать руководителям компании, которая приступает к реализации новой бизнес-модели, заключается в том, что ИТ сами по себе не делают ничего сверхъестественного, — пояснил он. — ИТ просто дают возможность бизнесу выполнять те вещи, которые он уже делает, быстрее, лучше и дешевле. А это уже дело ИТ-директоров и ИТ-специалистов выяснить, как технологически реализовать ускорение, улучшение и удешевление бизнес-процессов, а также какую бизнес-метрику им следует изменить. Но обязательно им следует помнить, что всё, что они делают, неразрывно связано с этими бизнес-целями”.

При этом Стюарт Мак-Гуген уверен, что если ИТ-директора будут следовать данным правилам, то им не понадобятся дополнительные ресурсы и поддержка.

CIO Insight также приводит мнение директора по ИТ компании Cisco Ребекки Джакоби, которая считает, что одной из наиболее важных задач ИТ-руководителей должно стать более эффективное взаимодействие с бизнесом. Она выделяет пять направлений для такого взаимодействия. Первое связано с выравниванием стратегий ИТ и бизнеса, в результате чего необходимо достигнуть стратегического понимания бизнес-партнерства, т. е. ИТ-директора должны знать главные устремления бизнес-заказчиков, их краткосрочные и среднесрочные приоритеты, а также стратегические императивы каждой бизнес-группы. А со своей стороны руководителям ИТ-подразделений надо продемонстрировать бизнесу, какие технологии могут помочь в достижении этих целей.

Второе направление — обсуждение возможностей использования данных технологий. Здесь речь должна идти о стоимости, рисках и управлении изменениями. Это как раз то, что называется “планирование ИТ-порфолио”. “Мы всегда вели такие разговоры, но они изменились существенным образом в последнее время в связи с возросшей популярностью виртуализации и доступностью сервисов”, — рассказала Ребекка Джакоби.

В-третьих, следует обязательно ежеквартально обсуждать, действительно ли ИТ-подразделения делают то, что обещали, или нет. Такое обсуждение будет включать оперативный обзор ИТ-сервисов с точки зрения их стоимости, качества и воздействия на бизнес-метрику, а также статус работы программ и проведения изменений.

Четвертым направлением обсуждения должно стать то, как ИТ-подразделения вносят свой вклад в бизнес-сотрудничество и как ИТ-стратегия (особенно связанная с ИТ-инфраструктурой) помогает получать прибыль наиболее быстрым и эффективным для компании способом. Благодаря таким обсуждениям ИТ-руководители могут определиться, в какой области им следует внедрять нововведения и соответственно вкладывать средства, чтобы способствовать движению вперед всей компании в целом. Это также поможет лучше разобраться с тиражированием технологий — как решения, реализованные для одной группы, могут использоваться в других бизнес-процессах.

И наконец, пятое направление связано с планированием ежегодного бюджета. ИТ-руководителям следует продемонстрировать бизнесу ценность ИТ как методологии и тем самым обосновать необходимость дальнейших ИТ-инвестиций.

Ребекка Джакоби убеждена, что подобные обсуждения позволят ИТ-руководителям получить всеобъемлющие знания о деятельности компании, откроют пути взаимодействия с бизнесом и продемонстрируют возможности ИТ, а также послужат высокоэффективным механизмом для понимания собственных сильных сторон и недостатков. “И это хороший рецепт для любого CIO, который поможет ему добиться успехов в 2010 г.”, — сказала она.

И наконец, четвертый участник опроса CIO Insight — ИТ-директор компании Avaya Лори Бакингем — видит основную задачу ИТ-руководителя на 2010 г. в том, чтобы способствовать трансформации корпоративных технологических операций. При этом она предупреждает, что при решении данной задачи CIO следует помнить следующие основные моменты. В первую очередь, необходимо учитывать, что даже если у ИТ-директора есть опыт проведения подобных преобразований, это еще не означает, что у него есть ответы на все вопросы. “Мы часто говорим об использовании успешного опыта — что можно повторно реализовать то, что уже работает где-то в другом месте. Однако данный подход не годится для большинства крупных проектов трансформации. Каждая компания уникальна, обладает персональными размерами, организационной структурой и сферой деятельности, а также собственной корпоративной культурой. Более того, каждая компания ставит разные цели и сталкивается с разными препятствиями”, — подчеркнула она.

Именно поэтому Лори Бакингем считает, что не существует единого рецепта для проведения успешного преобразования бизнеса. Чтобы выяснить, что будет требоваться в каждом конкретном случае, CIO необходимо провести некоторое исследование: понять, как работает бизнес, какое место занимает сейчас компания и в какую сторону движется, а самое главное — каков объем проблем, с которыми столкнется как бизнес, так и ИТ-отдел в ходе трансформации.

ИТ-директорам также следует понять, каковы сильные и слабые стороны бизнеса, ИТ-подразделения и — может быть, это самое сложное — самих себя. “После того, как вы всё это выяснили, вам следует убедить совет директоров в том, что ваши действия несомненно позволят компании добиться поставленных целей. Вы должны быть откровенны, спокойны и открыты, поскольку самое плохое, что вы можете сделать при реализации подобного проекта, — это отправить всех в путешествие плохо подготовленными”, — заявила Лори Бакингем.

Мнения российских ИТ-руководителей относительно стратегических приоритетов своей деятельности на предстоящий год также отличались разнообразием. Так, Фёдор Крутых своими основными задачами считает всестороннее внедрение новых продуктов и расширение возможностей использования уже имеющихся с целью повышения эффективности бизнеса и предоставления заказчику всей необходимой информации. Такой подход, по его мнению, будет способствовать созданию понятного и прозрачного процесса сотрудничества и управления проектами.

А вот Андрей Эзрохи убежден, что 2010-й станет годом развертывания и стабилизации тех ИТ-решений, которые были внедрены и запущены в период нестабильности: “Если многие компании принимали тактику пережидания этого периода, то наш банк, напротив, увидел для себя открывшиеся возможности захвата доли рынка за счет расширения продуктовой линейки и существенного повышения качества наших услуг ”. Он рассказал, что в последние два года в КМБ-Банке быстрыми темпами шел процесс сближения бизнеса и ИТ-службы и это уже принесло заметные результаты в виде укрепления доверия и партнерства. Главными силами сближения, по его словам, были прозрачность внутренних процессов в ИТ-подразделениях, измеримые результаты и — как ни банально — оправдание ожиданий бизнес-заказчика. “Очевидно, что эффективное использование ИТ может оказаться сейчас существенным конкурентным преимуществом в банковском бизнесе, а следовательно, роль ИТ в новой бизнес-модели будет только усиливаться”, — считает он.

Одновременно с этим процессом, как рассказал Андрей Эзрохи, идет постоянное изменение роли CIO, и 2010 г. не станет здесь исключением: “Всё больше организаций воспринимают ИТ-директора как бизнес-партнера, а не просто руководителя сопровождающего подразделения. CIO не только выполняет задачи бизнеса, но и проактивно предвидит его потребности, опираясь на все доступные ему технологии и возможности. Уверен, что эта тенденция сохранится”.

О перспективах изменения роли ИТ-директора говорит и Ольга Щепунова. Однако подобные перемены, отмечает она, не происходят быстро — это длительный процесс. С одной стороны, усилится отчетливо наблюдаемая тенденция объединения функций ИТ и поддержки бизнес-процессов, в результате чего CIO становится директором по процессам (CPO). С другой стороны, появляется тенденция слияния части функций ИТ-специалистов (поддержка и эксплуатация) с эксплуатационниками в целом (электрики, телефонисты и пр.), и тогда CIO превращается в технического директора.

Интересно будет посмотреть через год, сбудутся ли все эти предсказания, но уже сейчас можно наблюдать, что начало им положено.