Компания “АйТи” вместе с корпорацией Microsoft провела III научно-практическую конференцию “Информационная система инновационного вуза — 2010”, в которой приняли участи более 90 представителей из 50 российских высших учебных заведений. Организаторы познакомили их со своими решениями для управления вузами и обеспечения процесса образования, а также поделились собственными взглядами на новые подходы к созданию информационной инфраструктуры учебного заведения и рассказали об изменениях, которые сейчас происходят в плане взаимодействия вузов и ИТ-компаний.

Изменения связаны с принятием летом прошлого года закона, разрешающего государственным научным и образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для практического применения результатов своей интеллектуальной деятельности. По мнению генерального директора “АйТи” Тагира Яппарова, этот закон важен не только для вузов, но для всей ИТ-отрасли в целом.

О необходимости серьезного взаимодействия между ИТ-компаниями и учебными заведениями говорилось еще на прошлогодней конференции . Без такой совместной работы отечественному образованию невозможно в полной мере использовать накопленный потенциал, а ИТ-отрасли — извлечь пользу из огромных научных возможностей институтов и университетов. Ведь в нашей стране ИТ-компании практически не занимаются самостоятельными разработками и исследованиями. Сотрудничество со сферой науки позволило бы восполнить этот пробел. Однако до появления этого закона образовательные и научные коллективы не имели права коммерциализировать собственные или совместные разработки. Это серьезно ограничивало их работу, потому что инновации напрямую связаны с выходом на рынок.

“Принятие нового закона — позитивный шаг, который открывает вузам очень интересные возможности для развития инновационных продуктов, — сказал Тагир Яппаров. — Теперь они смогут окупить инвестиции, вложенные в разработку, и участвовать в прибылях”. Это мнение разделяют и представители сферы образования. Как рассказал проректор МГСУ Олег Егорычев, компания “АйТи” открыла в строительном университете кафедру по интеллектуальной автоматизации зданий и сооружений, а теперь создает совместное предприятие по развитию и внедрению разработанных решений, а также по исследованиям и разработкам в сфере управления инженерными системами. По словам г-на Яппарова, уже есть первые заказчики и первые продажи.

“АйТи” создает совместные предприятия и с другими вузами. Так, компания открыла в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) кафедру по кабельным системам, которую возглавил автор продукта “АйТи-СКС”, а в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) создала региональный ресурсный центр, где сейчас работает более ста инженеров. “Это интересный пример совместной работы, — сказал Тагир Яппаров. — Запустив данный центр, мы помогли подготовить ряд курсов, в организации которых были заинтересованы, открыли рабочие места для выпускников по ИТ-специальностям, а теперь используем этот центр для разработки новых технологий”.

Он также отметил, что принятый закон открывает новые возможности взаимодействия не только с вузами, но и с научными учреждениями, в которых накопился огромный интеллектуальный багаж. “АйТи” уже ведет переговоры с рядом НИИ, в частности с Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) и Институтом системного программирования (ИСИ РАН).

Однако здесь не обходится без проблем. Как объяснил г-н Яппаров, согласно закону вузы должны вкладывать в совместное предприятие свою интеллектуальную собственность, но поскольку раньше они не были заинтересованы в ее формировании, у них не накопился такой багаж, поэтому сейчас им приходится заниматься патентованием, а также проводить аудит для оценки стоимости интеллектуальной собственности. Имеются и другие организационные и правовые проблемы. Все это замедляет оформление совместных предприятий, и их пока еще мало, но через год-другой таких структур будет гораздо больше, считает Тагир Яппаров.

Государство поддерживает этот процесс. По словам Александра Федина, директора департамента топливных и смарт-систем компании “АйТи”, среди вузов будет проведен конкурс по программе коммерциализации, предусматривающей финансирование организации структур для ведения коммерческой деятельности.

Он также отметил, что, несмотря на кризис, государство продолжает выделять финансы на образование. Хотя программа “Инновационный вуз” завершилась в 2009 г., есть надежда на ее возобновление. Кроме того, в прошлом году была запущена программа “Национальный исследовательский университет”, в рамках которой 14 вузам выделялись средства под научные разработки. Возможно, что в нынешнем году эта программа будет расширена и в ней примут участие еще несколько учебных заведений.

Такое финансирование активизирует внедрение ИТ в вузах. Так, в течение последних трех лет целый ряд учебных заведений запустил на базе системы “АйТи-Университет” проекты, направленные на автоматизацию различных направлений деятельности. Правда, ни один из вузов не внедряет всю систему целиком. В основном речь идет об отдельных решениях. Такой подход возможен благодаря модульности системы. Представитель Московского государственного университета печати (МГУП) объяснил такой поэтапный подход тем, что большинство вузов организационно не готовы к комплексной автоматизации всей своей деятельности. Исходя из своего опыта он рекомендовал начать с четко выстроенных процессов — например, с управления библиотекой или учета материально-технических ресурсов — и при этом опираться не на самописное, а на типовое решение, которое легко адаптируется под конкретные условия работы и поддерживается производителем на протяжении всего жизненного цикла.

Однако высокие технологии не только служат для автоматизации работы вуза. Они меняют сам учебный процесс. По словам г-на Яппарова, сейчас происходит смещение от традиционного образования к методам, построенным на ИТ (например, ПК, Интернете, мобильной связи), а на подходе следующий этап — системы, основанные на ИТ (здесь имеются в виду глобальный доступ и социальные сети). “Появляются как возможность доступа к образовательным ресурсам в любой точке мира, так и новая парадигма передачи и получения знаний, в которой ведущую роль играют не только преподаватели, но и интернет-сообщества, — объяснил Тагир Яппаров. — Этот процесс идет довольно медленно из-за инерционности образовательной системы, но высокие технологии постепенно меняют культуру и традиции, сложившиеся в этой области, и молодежь играет здесь ключевую роль”.

Но тем не менее ИТ не решают все проблемы. Это всего лишь инструмент, и его нужно уметь использовать. Однако во всем мире уже есть интересные примеры его применения в сфере образования — такие, как электронные учебные материалы и Wiki-сообщества, основанные на Web 2.0.

Об одном из таких подходов рассказал Дмитрий Романов, директор “АйТи” по развитию технологий информационного менеджмента. Сейчас смена технологий в области работы с информацией происходит каждые 3—5 лет. Поэтому для подготовки персонала в ИТ-областях необходимо очень динамично формировать учебный контент, привлекая специалистов из разных отраслей. “АйТи” предлагает концепцию ВУЗ 2.0, позволяющую решить проблему актуальности образовательного контента силами единой социальной сети профессионалов, построенной на базе технологии Web 2.0 по аналогии с сообществами программистов, развивающих ПО с открытым кодом.